Формы обучения бывают конкретными урок, дом. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире.

Она имеет несомненные положительные качества, такие как простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце х - начале х гг.

Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми. Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает "путь исследования, теория" и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.

Так, по мнению Н. Савина"Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения". Итак, Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения дидактическими методами часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования.

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются:. Критерии выбора методов обучения. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др. Основной критерий выбора метода обучения — его педагогическая эффективность, то есть количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени.

Выбор метода обучения зависит и от особенностей самого преподавателя как специалиста, ученого и педагога. Поскольку универсального оптимального метода, который можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, каждый преподаватель самостоятельно выбирает метод обучения, определяет конкретную область его применения. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.

Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями. Словесные методы подразделяются на следующие виды: По целям выделяется несколько видов рассказа: Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методаминапример, беседой.

Лекция 4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | Социальная сеть работников образования

Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляетсяряд педагогических требований:.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опытподводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового.

Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику индивидуальная беседа или учащимися всего класса фронтальная беседа. Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.

Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: Лекция монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала. Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать. Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Конспектирование ведется от первого от себя или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. Обязательно указываются выходные данные автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся.

Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Под упражнениями понимают повторное многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными.

Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения

Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Рассмотрим особенности применения упражнений. Методы обучения их классификация. Формы, методы, приемы и средства обучения: Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике: Сущность и содержание основных методов обучения. В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Форма - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно- деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Рассмотрим некоторые из форм более подробно. Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Такие уроки проводятся по схеме: Давая определение метода, ученые-дидакты акцентируют внимание на разных сторонах этого понятия. Бабанский дал следующее определение: Ильина рассматривает метод обучения как "способ организации познавательной деятельности учащихся" Итак, Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Работа с книгой 6.

Смотрите также: